+7 (495) 259-24-19
Каталог
Каталог

Сегодняшний пост посвятим мосту, который появился вопреки всем обстоятельствам! Речь пойдет про Хабаровский мост, перекинутый через реку Амур. Этот мост вполне заслуженно называют Амурским чудом.

Строительство моста началось в июле в 1913 года. Согласно проекту Проскурякова Лавра Дмитриевича, стальные фермы моста в количестве 18 штук весом по 1.000 тонн каждая изготавливались в Варшаве (да, более чем за 9.500 км!), затем разобранными доезжали до Одессы, откуда морем отправлялись во Владивосток, а после по железной дороге до Хабаровска, где уже происходила сборка их сборка. По плану возведение должно было занять 26 месяцев, но уже через год после начала строительных работ разразилась Первая мировая война – событие, внесшее изменение в планы строителей. Во-первых, темпы возведения были снижены из-за того, что большинство квалифицированных специалистов, занятых в строительстве, ушли на фронт, их место заняли малограмотные строители. Но куда критичнее на сроках строительства сказалось уничтожение немецким крейсером парохода, перевозившего последние две фермы моста. Чтобы закончить строительство фермы пришлось заказывать в Канаде (!). Это обстоятельство отодвинуло срок сдачи моста на год. Но несмотря на все трудности мост был открыт осенью 1916 года, в день рождения цесаревича Алексея, поэтому мост назвали Алексеевским (так он именовался недолго – до 1917 года).

Во времена Гражданской войны мост сильно пострадал: отступавшими партизанами были взорваны 2 пролета. Так на 5 лет Транссибирская магистраль оказалась разорванной. С 1921 года начали предприниматься попытки восстановить мост. Начались работы, но из-за нехватки финансирования они так и не были завершены.

Второе рождение Амурского чуда случилось в 1925 году. Одну ферму восстановили из железных элементов прежде взорванных пролетов: их извлекли из воды. Вторую доставили из Центральной России: очень кстати оказалась запасная ферма для моста через реку Ветлугу, ее габариты полностью подходили для Амурского моста.

В 1980 году мост планировали реконструировать. С годами нагрузка на мост увеличивалась и начала превосходить проектную, это привело к тому, что металлические элементы начали испытывать усталость металла (при этом гранитные опоры «чувствовали себя» прекрасно: срок их службы изначально был вдвое больше). Провозная и пропускная способности Амурского чуда практически исчерпали себя.

Период реконструкции пришелся сначала на распад СССР, а затем и на глубокий экономический кризис: работы велись с 1991 до 1998 годы.

На данный момент Хабаровский мост – это крупнейший мост Транссиба (2,6 км). Сегодня он представляет собой современный совмещённый мостовой переход через реку Амур с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением.